RSS
Поиск
RSS
Главная страница
Ассоциация «РосМетиз»
Премия Ассоциации
Мероприятия
Журнал «Метизы»
Информационный портал
Проекты метизных производств
Все Новости
Интервью, обзоры, анализ
Мониторинг
Антидемпинговые Расследования
Рейтинг метизного рынка
Виртуальный музей
Контакты
Система рассылок
Карта сайта

Государство нутром должно ощущать интерес к автопрому

<< назад
Полный текст



М. В. Блохин

На вопросы главного редактора журнала «МЕТИЗЫ» отвечает исполнительный директор Национальной Ассоциации Производителей Автомобильных Компонентов (НАПАК) М. В. Блохин


– Как вы оцениваете ны­нешнее состояние автомо­бильной промышленности?
– Российское автомобилестро­ение сейчас находится в сложном периоде своего развития, а его автокомпонентная отрасль тем более. Но в сложное время инте­реснее работать: лучше генери­руются идеи, быстрее воплоща­ются. Вялотекущая динамика в автопроме, которая наблюдалась в течение последних лет, потре­бовала принятия энергичных мер. В частности, отмены постановле­нием правительства импортных пошлин на автомобильные ком­поненты, ввозимые для промыш­ленной сборки. Воспринято это было по-разному. Одни до сих пор охают и представляют это как национальную трагедию, а другие решительно используют ситуа­цию в своих интересах. «Иж-Ав-то», например, отказался от выпу­ска своих старых моделей и на­чинает сборку корейских «Киа Спектр». Завод закупил новое оборудование, оптимизировал производство, а вышедшее 166-е постановление правительства позволило снизить расходы на поставку компонентов.

– Вы полагаете, что путем сборки в России иностран­ных моделей можно вывес­ти нашу страну в автомо­бильные лидеры?
– Этим путем шли те же корей­ские, да и японские компании. Ус­ловия, диктуемые 166-м постановлением правительства, таковы, что вслед за беспошлинным импортом должен последовать этап локализации производства, то есть закупок местных товаров, созданных на российских либо совместных предприятиях.
Фирмы, локализующие произ­водства комплектующих, будут заинтересованы в продвижении большинства этих унифициро­ванных деталей и узлов на другие заводы, в том числе и располо­женные вне России. От этого ав­токомпонентная отрасль только выиграет.
Сегодня отрасль не может дер­жаться на мелкотоварных объе­мах, ей нужны потребители с большой емкостью закупок. Поэ­тому нельзя останавливаться на принятых решениях, надо рас­пространить идеи 166-го поста­новления, в частности, на седель­ные тягачи (типа камазовских), автобусы, прицепы и полуприце­пы, а также распространить кри­терии, дающие право на беспо­шлинный ввоз, на ряд комплекту­ющих для промышленной сборки самих автокомпонентов, крупных узлов и модулей.

– Значит, вы рассчитываете при этом на государствен­ную поддержку?
– Автомобилестроение – это та сфера, где государство нутром должно ощущать свой интерес. На автомобиль, кроме автомоби­лестроителей, работает целая армия смежников: от сталеваров до текстильщиков.
Государственный интерес дол­жен присутствовать в самом про­дукте, в бренде изделия. Ничто сейчас не сближает так совре­менного человека с корпорацией, с обществом, а равно и государ­ством как автомобиль.
При современном положении вещей в мире России нужен ам­бициозный автомобильный про­ект.

– Пожалуйста, поподроб­нее.
– Необходимо создать систему современных производств, кото­рые будут вполне способны потя­нуть за собой обширный произ­водственно-хозяйственный комп­лекс страны. У автомобилестрое­ния уникальное положение. Это отрасль, продукция которой нахо­дит постоянный спрос у населе­ния и требует регулярного обнов­ления. Это отрасль, впитываю­щая все новые технические дос­тижения, связанная с тысячами поставщиков, потребляющая ог­ромное количество ресурсов.
Алгоритм создания такой сис­темы, естественно, непростой, но вполне осуществимый. Он дол­жен включать в себя как вовлече­ние российских предприятий в технологическую цепочку миро­вых производителей, так и созда­ние глобальной национальной ав­томобильной компании, предста­вляющей собой практически всю технологическую цепочку от производства комплектующих и сборки автомобилей до научно-ис­следовательской и инновационной деятельности. Самой неот­ложной задачей при этом становится модернизация, развитие и создание производств унифицированных компонентов. Они не­обходимы как для освоения нового модельного ряда на действу­ющих автозаводах, так и для вновь создаваемых автосборочных заводов, в том числе и с участием иностранного капитала.

– Что это за компоненты?
– Это узлы системы подушек безопасности, ремни безопасно­сти с преднатяжителями, интегральные механизмы закрывания дверей, травмобезопасные рулевые колонки, уплотнительные профили из термопластов и т.п. Сейчас доля производимых в России компонентов по технологиям мирового уровня составля­ет 5%, а должна достигнуть 45% от общего объема.
Параллельно с этим должно идти создание компонентной ба­зы для производства основных узлов и агрегатов двигателей внутреннего сгорания, коробки перемены передач, ведущих мостов, рулевого механизма и т.д.
Еще одно важное направление – это создание производств, ориентированные на экспорт продукции: каталитических блоков для производства нейтрализаторов отработанных газов, элект­роусилителей рулевых механизмов, компонентов для генерации горючей смеси с заданными физико-химическими свойствами.

– Вы считаете, что российские предприятия готовы к та­ким программам?
– Ждать, пока инерционным путем наши заводы придут к по­добным технологиям, нельзя. Время не позволяет. Действовать надо методами прорывной модернизации на приоритетных на­правлениях, консолидируя энергию, задействуя резервы. Основными условиями выполнения проекта могло бы служить предоставление целевых грантов для проектного финансирова­ния, в том числе с участием иностранных компаний и банков, ис­пользование целевых лизинговых программ, кредитов с низкой процентной ставкой. Привлечение ресурсов Стабилизационно­го фонда для создания и развития производств базовых высо­котехнологичных компонентов с высокой добавленной стоимо­стью и НИОКР.
Многие заводы автокомпонентов освоили новые технологии, на этой основе добились качества, нашли и организовали систе­му поставок изделий. Например, Миасский НПО «ТРЕК», Ниже­городский завод «ГАРО», Владимирский «ОСВАР» и др. Устойчи­вую работу показывают СП. Их в секторе автокомпонентов око­ло трех десятков.

– Как НАПАК развивает международное сотрудничест­во?
– НАПАК – член ассоциации профессиональных поставщиков автомобильных компонентов стран Евросоюза – CLEPA.
Мы сотрудничаем с национальными ассоциациями произво­дителей автокомпонентов Японии, Словении, Италии, ФРГ.
По инициативе и при участии НАПАКа в этом году прошли ин­тересные для специалистов мероприятия во Франции, Польше, Японии. Во Францию мы возили группу российских управлен­цев, чьи предприятия готовы к деловому сотрудничеству с фран­цузскими автомобильными компаниями.
При ассоциации создан Координационный инжиниринговый центр, который будет сопровождать конкретные проекты между­народного технического и технологического сотрудничества в сфере автомобильных компонентов.
В настоящее время НАПАК организует большой международ­ный форум, который будет проходить в октябре в Баварии. При посредничестве НАПАК отбираются заинтересованные друг в друге предприятия и формируются переговорные пары. В рам­ках нынешней конференции мы также проведем ряд встреч и пе­реговоров с делегациями стран, участвующих в ней.

 


Copyright © 2001-2012 SAA
Информационный портал о метизах
метизной промышленности и метизном рынке